Гармонист

Евгений Гордеев Смоленск

      Клуб милиции был полон. Шёл областной конкурс художественной самодеятельности. Со сцены звучали песни, стихи, музыка, доморощенные артисты всех возрастов  ставили сценки из спектаклей, танцоры зажигали умопомрачительными па, фокусники и жонглёры демонстрировали свои фантастические  навыки…

        Всего, происходящего на сцене, я не видел, стоя за спинами тех, кому не хватило кресел в зале. Но слышал всё прекрасно… Вот ведущий объявил чей-то выход, пауза… и… Гармошку, простую трёхрядку нашу, невозможно перепутать ни с баяном, ни с аккордеоном… Издаваемые ею звуки как-то чище, звонче, ближе к природе, ласкают ухо русского человека… И на этот раз сомнений не было: со сцены клуба пела гармошка. Именно пела, иначе и не скажешь! Навевала грусть и радость, то щемила сердце невысказанной тоской, то заставляла сжиматься и трепетать от восторга… Музыка сопровождала  хрипловатый баритон, обволакивая его, то опуская вниз, к басам, то вознося ввысь, к верхним нотам…

С берёз неслышен, невесом,

Слетает жёлтый лист.

Старинный вальс осенний сон,

Играет гармонист…

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно, в забытьи,

Сидят и слушают бойцы,

Товарищи мои…

           Мы все, присутствующие в зале, вмиг перенеслись в тот прифронтовой лес, пахнущий рыжей листвой, где, в перерыве между боями, сидя на тёплом пёнышке, полковой любимец-гармонист растягивал меха трёхрядки и пел… Ах, как он играл!   Как пел! «Эх, дороги!», «Тёмная ночь», «Три танкиста»… Зал слушал, затаив дыхание, зал плакал и смеялся,   топал, свистел, исходя  овациями,  дружно скандировал «бис» и «браво»!

        И тут я не выдержал, работая локтями, протиснулся сквозь беснующуюся в восторге толпу   и увидел, наконец, сцену,   увидел его- гармониста. Он стоял у края сцены, перед рампой, склонив в полупоклоне седую голову и зажав подмышкой свою гармонь. Он был без обеих рук по локоть: на левой культе, — как бы кожаный мешочек, наподобие кисета, правая торчала из короткого рукава  нежно — розовой клешнёй. Его глаза закрывали очки  с чёрными, круглыми стёклами. Гармонист ещё раз поклонился и, чётко, по- военному,  повернувшись, зашагал вглубь сцены. Я ринулся за ним. Там, за занавесом, состоялось моё знакомство с Александром Новиченковым. Героем-танкистом, который в 1941 году в смертельном бою под Оршей, заживо горел в своём танке, пережил тяжелейшие ранения, контузию, потерял обе руки  и зрение. Мы вышли на улицу. На лейтенанте были длиннющее офицерское кожаное пальто, шапка – ушанка из серого каракуля. Гармошку он из рук не выпускал…

Подробнее: Гармонист
Log in to comment
Discuss this article in the forums (6 replies).

Прошло 120 лет со дня рождения Ивана Маланина

Внук Ивана Маланина вырос под «присмотром» слепого деда. © / Василий Матвеюк / АиФ 

В годы Великой Отечественной войны была популярна радиопередача «Огонь по врагу», автором которого был Иван Маланин – легендарный сибирский баянист. Музыкант-виртуоз много гастролировал, а его концерты пользовались невероятным успехом. Обделенный даром видеть, Иван Иванович удивительно остро и точно ощущал публику, передавая свои чувства при помощи музыки. Кроме баяна, музыкант прекрасно играл на фортепиано, гитаре, скрипке, флейте, ударных инструментах. Он собирал полные залы и в столице, и в сельской глубинке. На днях исполняется 120 лет со дня его рождения.Корреспондент «АИФ–Новосибирск» встретился с внуком баяниста Георгием Маланиным, который живёт в Москве.

Подробнее: Прошло 120 лет со дня рождения Ивана Маланина
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Как в Кирове стоимость гармони снижали

8 августа. О чём писала газета «Кировская правда» в этот день…

…в 1947 году

О новаторах гармонного производства

«КП» рассказывала о том, как в Кирове усовершенствуют производство гармоней. «Инженеры Кировского культмузсоюза тт. Сапожников и Скопин работают над улучшением качества гармоней и снижением их стоимости, – писала газета. – Они изменили конструкцию левой руки у хроматической гармошки, а недавно усовершенствовали устройство механизмов правой руки. По новому способу для производства механизмов совершенно не потребуется таких дефицитных материалов, как латунная проволока, шурупы, исключается возможность западания клавиатуры. Новый технологический процесс изготовления гармоней увеличивает производительность труда кустарей и даёт годовую экономию по промартелям союза более 100 тыс. рублей».

Источник

 

Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Саратовская гармошка нравилась Сталину, Чапаеву и Буденному

В самом разгаре сезон отпусков, к сожалению, не у всех жителей региона есть возможность отправиться в дальние путешествия. Но в Саратовской области есть много интересного, что стоит посмотреть и, может быть, удивиться 

 

Экспонаты звучат 

«АиФ - Саратов» продолжает рассказывать о достопримечательностях региона, один из которых - саратовская гармошка. О  ее истории рассказал директор музея, посвященного этому уникальному бренду, Павел Никитин. 

- Павел, когда родилась идея создать такой музей? Зачем он нужен? 

- Идея не родилась вдруг, она существовала давно. Многие горожане, кто постарше, помнят, как на саратовской гармошке играли на праздниках, в домах, на улице. Мне приходилось слышать рассказы старожилов, которые помнят ее: «Звучание не спутаешь ни с чем, оно такое задорное, веселое». 

Когда-то у нас была мастерская по производству и ремонту этих уникальных музыкальных инструментов, работали мастера, но в 90-х она закрылась.  Пять лет назад по инициативе Валерия Радаева начали возрождать и почти забытое ремесло и неповторимый звук. Участвовало в этом большое количество неравнодушных людей. К счастью, сейчас в области есть не только музей саратовской гармоники (в СГТУ имени Ю.А.Гагарина), но появились и мастера-изготовители. Каждый год теперь проводится фестиваль «Звучит гармонь саратовская», собирающий музыкантов со всей области.

Подробнее: Саратовская гармошка нравилась Сталину, Чапаеву и Буденному
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

После встречи с Гагариным мокшанского гармониста настигла «космическая» слава

В жизни каждого человека есть незабываемые, яркие события, память о которых не тускнеет с годами

Для Виктора Храмова — это встреча с первым космонавтом планеты Юрием Гагариным.

Доигрались до Москвы

Живет этот энергичный, работящий, преданный сельской культуре человек в селе Богородское Мокшанского района. Славится виртуозной игрой на гармошке и баяне.

— Мне было семь лет, когда отец привез «хромку» из Мокшана, — вспоминает Виктор.

Что интересно, именно гармошке обязан он встречей с Юрием Гагариным.

Произошло это в Москве, на ВДНХ, где Виктор выступал в составе ансамбля «Трудовые резервы» (учился тогда в Пензе, в профессионально-техническом училище № 1).

— Руководил коллективом, состоящим из учащихся ПТУ, знаменитый гармонист Иван Савельев, — рассказывает Виктор Алексеевич. — Он был не только талантливым музыкантом, но и одаренным педагогом. Сумел заинтересовать нас, сплотить. Все говорил, мол, поедем в Москву выступать — узнает о вас вся страна.

И правда, после нескольких месяцев репетиций ансамбль отправился в столицу и выступал в Колонном зале. Позже были участ­никами концерта в Большом театре и Театре Красной Армии.

Подробнее: После встречи с Гагариным мокшанского гармониста настигла «космическая» слава
Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).